Flat Preloader Icon

Подлинная история матрёшки. Восьмая часть: День матрёшки

первая матрешка "Детское воспитание", 1900 год
Матрешка с клеймом магазина “Детское воспитание”, 1900 год

Прошло некоторое время с момента опубликования седьмой части расследования по истории матрешки. Появились новые материалы.

О форме матрешки

Подобная форма давно была известна на Руси. Она называлась кубышка. От водного растения, широко распространённого на Руси по берегам озёр и медленнотекущих рек, которое часто называют кувшинкой.
Форма использовалась в керамической посуде, в ней часто хранили деньги (благодаря такой форме горшки легко выдерживали большое давление, их можно было закапывать в землю или закладывать камнями, не боясь нечаянно разбить). И в архитектуре, сначала в деревянной, затем в каменной. Формы столбов крыльца так и назывались кубышками.

Для примера: декорированные столбы с кубышками Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме (перестроен в 1652 году), известного обрядом призвания на царство династии Романовых; царская башня в Московском Кремле (1680 год); дом в Леонтьевском переулке, где и появилась матрешка (крыльцо пристроено в 1911 году).

форма матрешки откуда
Кубышки, формы

Т.е. форма была широко известной, и когда появилась матрешка, она была настолько родной, русской, словно шагнувшей из русской истории в повседневность, что в России ее приняли сразу как свою.

День рождения матрешки

Как радостно сообщают многие источники – это 24 октября 1900 года, “в день когда была сделана первая матрёшка”.
Очень мило, учитывая, что уже с 17 апреля 1900 года она была в экспозиции русского павильона на Всемирной выставке в Париже.
А до этого ее ещё придумали, выточили, расписали. А 18 августа 1900 года кукла получила бронзовую медаль выставки. Нестыковочка.
Так может правильная дата 27 августа, день, в который Москва отмечала 200-летие(!) матрёшки? Праздновали пышно и торжественно. Причем в 2006 году. Просто смешно, ведь отмечали официально, и на полном серьёзе.
А может правильная дата 3 января? Об этом сообщают постоянно после Нового Года.
И 11 июня поздравляют с Днём Матрёшки.
Что за катавасия такая?
На самом деле никакой точной даты когда была сделана первая матрёшка – нет. Известно лишь, что токарь В. П. Звёздочкин выточил ее в начале 1900 года.

Первая матрёшка. С чёрным петухом. Фото

День рождения токаря Звёздочкина

А вот день рождения В. П. Звёздочкина я нашел в метрической книге Успенской церкви села Свитино Подольского уезда Московской губернии.
Это 25 декабря 1876 года. Публикуется впервые.

День рождения автора матрешки В. П. Звёздочкина
День рождения автора матрешки В. П. Звёздочкина

Звёздочкин, Белов, и Коновалов – изобретатели матрёшки

Свидетельство краеведа Т. Н. Шпаньковой

«Мой папа Николай Петрович Токарев рассказывал мне, что он в молодости учился на краснодеревщика в ШКУ им. Халтурина. И там им токарное дело преподавал Звездочкин. Своим ученикам он называл себя отцом русской матрешки».
Публикуется впервые.

отец матрешки Звездочкин
Удостоверение об окончании кустарной школы, 1930 год

Как видно, в 1930 году В. П. Звёздочкин называл себя отцом русской матрешки. И никто с этим не спорил. Ни директор Музея Игрушки Н. Д. Бартрам, ни художник С. В. Малютин, ни другие специалисты.

Николай Дмитриевич Бартрам фото цветное
Николай Дмитриевич Бартрам

Антисоветские матрешки

А знаете ли вы, что в 20-х годы матрёшки стали считаться белогвардейскими, буржуйскими игрушками? Предлагалось вообще никогда больше их не делать. Вместо них надо было создавать “мейерхольдовские образы-игрушки, чтобы от злого юмора такой игрушки корчились наши враги, скрежетали зубами Чемберлены и Милюковы”. Мастера-матрешечники подвергались гонениям. Всё русское зачищалось.

Могильщики русской культуры

Ведь главный историк страны профессор Покровский утверждал, что нет никаких русских, и нет никакой русской истории. Нарком просвещения Луначарский характеризовал русский язык как «старорежимный и национал-шовинистский», не говоря уже о Троцком, который хотел вместо русского языка ввести эсперанто.
Кстати, Покровского очень любили цитировать нацисты, в частности идеолог немецкого нацизма Розенберг, ближайший сподвижник Гитлера.

«Матрешки над пропастью», П. Пепперштейн
«Матрешки над пропастью», П. Пепперштейн

А как вам такое:
“Русская культура это театр Мейерхольда, поэзия Мандельштама․ А матрёшка – это не русская культура․”
Так считал Дмитрий Покровский, руководитель ансамбля Покровского․ Лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО․
А вот свежее. Академик Пиотровский, директор Эрмитажа:
“Матрешки в Эрмитаже никогда не продавались и продаваться не будут. Это мое решение, использование служебного положения. Я настойчиво просил об этом все магазины. Тот образ, который создает матрешка, мне категорически не нравится. Матрешка – это японская игрушка, переделанная в России. Вообще надо поменьше продавать всего, что обычно ассоциируется с Россией в сувенирной торговле.”

Русская матрешка и русофобия

Вспомнился классик:
“Русский народ убеждён почему-то, что вы не об нём болеете, а об каком-то ином народе, в вашу голову засевшем и на русский народ не похожем, а его так даже и презираете.”
Ф. М. Достоевский

загадка матрёшки
Матрешка и Мона Лиза

Загадка улыбки матрешки

Увеличьте фото. Первая матрешка не так проста. Это не современные поделки с пластмассовыми улыбками. Есть в ней и загадка, и обаяние, и хитреца какая-то.
Ничуть не меньше, чем у Моны Лизы по прозвищу Джоконда.
Леонардо да Винчи рисовал губы Моны Лизы 12 лет. Искусствоведы пишут, что загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство «Джоконды», затмив даже авторство самого Леонардо. Сотни поэтов и писателей писали об этом.
А кто написал об улыбке Матрешки?

В итоге я и написал – здесь

Это книга история матрёшки или сказка?

Выписал я книгу “Шесть золотых гнёзд” Юрия Арбата, 1961 года выпуска. Сказочник редкостный, конечно. Такое насочинять не каждый сможет) Причем факты его не интересуют, главное чтобы интересно было. Зато стало понятно откуда появились кочующие по интернету и научным статьям небылицы. Объединил три странички, чтобы вы оценили.

книга "Шесть золотых гнёзд", Ю. Арбат
“Шесть золотых гнёзд”, Ю. Арбат

Даже комментировать не буду, из предыдущих частей расследования вы сами составите мнение об уровне материала Ю. Арбата.

Когда матрёшка стала символом России?

К истории происхождения матрешки, С. В. Горожанина

Теперь о последователях журналиста-сказочника.

1 ноября 2022 года, к 85-летию отдела народного искусства Русского музея, в Санкт-Петербурге прошла конференция “Искусство и традиции народов России”. На ней с докладом «К истории происхождения матрешки» выступила С.В. Горожанина, заведующая научно-фондовым отделом “Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI веков”, сотрудница так называемого “Музея матрешки” (это, конечно, никакой ни музей, а одна комната, зато название позволяет привлекать туристов). Автор книги “Русская матрешка”, выпущенной при участии Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.

Какая там первая иллюстрация?

"Русская матрешка", Горожанина
“Русская матрешка”, Горожанина С.В., 2012

Первая иллюстрация в книге о русской матрешке – это японская поделка. Может быть хоть в книге объяснено почему она везде вперед пихает японцев? Нет. И такое во многих ее материалах и выступлениях в СМИ.
Наконец, после моих статей, она заявила: “Мне пришлось бросить всё, и заняться историей матрешки”. И это через 10 лет после того, как образовался упомянутый псевдомузей матрешки. Интересно, чем они там 10 лет занимались, за что зарплату получали?

Итак, что С.В. Горожанина сообщает в докладе:
– В настоящее время неизвестно была ли знакома владельцам и художникам магазина “Детское воспитание” японская фигурка ситифукудзин.
Одной фантазией меньше, хорошо.

 По красному штампу на донышке этой фигурки (это о японской фигурке в Музее игрушкияпонский археолог Мисаро Митигами датирует экспонат последней четвертью 19 века.
Речь о том, что Митигами выяснил в одной мастерской, что штампы у них делали раньше деревянные, и с красной краской, а потом резиновые, и с черной. И это, мол, служит доказательством, что фигурка в Музее игрушки самая старая и в России, и в Японии, и старше матрешки. По-японски экстраполировал, так сказать, одну мастерскую на всю Японию.

Донышко японской матрешки
Донышко японского изделия в Музее игрушки, 1932 год

Причем ранее об этот Митигами не заявлял, но теперь, видимо, пришла пора. И мы должны ему поверить. При этом директор музея игрушки Н. Бартрам никогда не видел таких “прототипов”. И никто не видел.
Кажется странным, что японцы отдали нам “самый старый прототип матрешки”, да еще в 1932 году? Вы правы. Ведь до 1921 года в официальных требованиях к названию страны происхождения Япония обозначалась Nippon, а не Japan. То есть указанный образец старше 1921 года. Да и “Made in” – стало использоваться с начала XX века. А красную краску используют до сих пор.

Я спросил у Йоко Куманойя (университет Кейо):
– Почему на выставке 1900 г. в Париже не было таких японских изделий?
– Потому что у нас их не ценили, – ответила она.
Такого же рода “доказательства” у того же самого М. Митигами с надписью на изделии в его личной коллекции. Никаких документальных подтверждений этому тоже нет.

Кстати, обратите внимание как неаккуратно и обработано японское изделие, и окрашено. Сравните с донышком матрешки В. П. Звездочкина, хранящейся там же.

Матрешка Звездочкина, 1900 год
Матрешка, выточенная В. П. Звездочкиным, 1900 год

Далее С.В. Горожанина сообщает:
– Документов о создании и авторах матрешек найти не удалось.
То есть воспоминания Звёздочкина, записанные в разные годы Казаковым, Шульгиной, и Дайн, она в расчет не берет.

– Письмо от 11 сентября 1898 года М. А. Мамонтовой к дочери Татьяне:
Сегодня Миша (сын) привез мне култышку, турка, написанных двоюродным братом Алексеем, студентом. Матрешки продолжают составлять мне доход.
Как выглядели эти матрешки, были ли они разъемными, неизвестно. При этом, как вы помните, токарь В. П. Звёздочкин начал работать в “Детском воспитании” именно в 1898 году. До этого ни о каких матрешках речь не шла.

“Детское воспитание”, фото по поводу матрёшки, 1900 год

– Человек с трехклассным образованием.
Уничижительно говорит Горожанина о Звёздочкине, отказывая ему в авторстве матрешки. Вспомним, что у изобретателя автомата ППШ Г.С. Шпагина тоже было образование 3 класса. Кстати, автомат тоже впервые производился в Сергиевом Посаде (Загорске). А у изобретателя автомата Калашникова образование было 8 классов.

– Японцы стоят на своем, что Япония во главе угла. И я, исходя из их материалов, в этом теперь убедилась. Все-таки она появилась раньше. Может на 10 лет. Меня убедила фотография из прейскуранта, где я увидела прототип нашей матрешки.
Серьезно? Японцы вовсе в этом не уверены, по словам Й. Куманойя.
Убедила вот эта фотография 1910 года? Серьезно?

Матрешка не русская культура?
Фото из Сергиево-Посадского музея заповедника

А поэма А. С. Пушкина 1820 года не убеждает? Что за детский сад.

Встреча Руслана с Головой
Встреча Руслана с Головой. Художник В. Ненов

– Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей, что матрешка девушка с петухом принадлежит Малютину.
Серьезно? На основании этого сравнения? И это результат 10-летней работы? Это доказательство от специалиста? Специалисты по Малютину долго смеялись от этого заявления.
Подробно о непричастности С.В. Малютина к матрешке написано во второй части расследования. А вчера мне сообщили из Талашкино, что и в их архивах нет никаких упоминаний о связи Малютина с матрешкой.

Из выступления С.В. Горожаниной
Из выступления С. Горожаниной на конференции “Искусство и традиции народов России”

Больше всего из всей этой ситуации мне интересно кто контролирует и проверяет то, что преподносится в наших музеях, и конкретно в Сергиево-Посадском музее “Конный двор”. И кто несет за это ответственность.

Японские куклы?

Насчет имеющей хождение легенды о неком странствующем русском монахе, который неведомым образом попал в закрытую Японию, и научил японцев делать игрушки.

Давайте вспомним об Апостоле Японии Николае Касаткине.
1 августа 1860 г. 24-летний иеромонах Николай выехал в Японию, на место своего служения. Ему пришлось зимовать в Николаевске-на-Амуре, так как навигация уже закончилась. Здесь он общался с Епископом Иннокентием (Вениаминовым), ставшим позже Митрополитом Московским и Коломенским. Архиепископ Иннокентий научил иеромонаха Николая помогать своей пастве в бытовых и культурных нуждах, обучать их ремёслам. Вениаминов знал кузнечное, плотницкое, столярное ремесло. Кстати, Святителя Иннокентия похоронили в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. Видите, как всё на Сергиевом Посаде сходится.
Занимаясь миссионерской деятельностью в Японии целых 50 лет, Н. Касаткин объездил всю страну.

О том, как самурай решил убить Николая Японского (Касаткина) – здесь

Вместе с богословскими книгами он всегда привозил с собой подарки: мужчинам – рыболовные снасти, крючки, наконечники для гарпунов, женщинам – материю на платья, иголки, нитки, детям –игрушки, сласти, помогал беднякам деньгами. Среди его прихожан было много японских ремесленников. В Хаконе, где у русской православной миссии была летняя дача, как вы помните, и появились японские изделия, похожие на матрешки.

В последний путь Николая Японского провожала процессия, которая растянулась на 10 км. На могилу святителя среди прочих прощальных венков был возложен венок от японского императора — невероятная честь для иностранца.

Николай Японский и Павел Накаи
Николай Японский и Павел Накаи. Справа – прихожане японской православной церкви

Первые сведения о Японии проникли в Россию где-то в середине XVII в. В “Космографии 1670 года” приводятся данные, хоть и не всегда точные, о географии, климате, природе Японии, ее населении.
А первые русские в Японии, если не считать посещений острова Хоккайдо в то время, когда он не являлся территорией Японии, были зафиксированы в 1739 году, когда русские моряки во главе со Шпанбергом посетили Камогаву (совр. префектура Тиба).
8 октября 1792 г. русские транспорт “Екатерина” под командованием 26-летнего поручика Адама Лаксмана причалил к побережью о-ва Хоккайдо. Лаксман вернул на родину двух японцев, потерпевших кораблекрушение и проживших в России несколько лет.

Японские чиновники часто посещали корабль, интересовались Российским государством, скопировали географические карты, и сняли чертежи с инструментов, и токарного станка, который был на корабле.
То есть у японцев было много возможностей перенять у русских и ремесленные навыки, и технологии.

Вспомним, что ни основатель музея игрушки Н. Д. Бартрам, ни директор музея А. У. Греков никогда не видели никаких доказательств происхождения матрешки от японцев, и не рассматривали всерьёз такую версию. Да и в самой Японии эта версия появилась только в 1970-х годах. Благодаря нашим же “сказочникам”, мягко говоря.
Подробнее о японской версии – в Первой части расследования.

Памятник Звёздочкину

Звёздочкин с семьей
В. П. Звёздочкин с семьей

По воспоминаниям родственников, на дом Василия Петровича несколько раз были совершены вооруженные налёты. В отсутствии хозяина бандиты требовали у жены отдать им медали, работы Звёздочкина. В конце концов Василий Петрович всё собрал, и вместе с родственником пешком по шпалам ушел в Александров, где продал за бесценок. У семьи практически ничего не осталось. После его смерти дом был продан, и семья переехала.
Кстати, они мне рассказали, что за изобретение матрешки В. П. Звёздочкин получил от А. И. Мамонтова хорошую премию. Часть из которой потратил на импортные инструменты. Инструменты тоже не сохранились. Хотя, есть зацепка …

Что делал Василий Звёздочкин кроме матрёшки?

По подсказке родственников я всё-таки нашел могилу автора матрешки, которая ранее считалась утерянной. Она находится на старом кладбище Сергиева Посада.

Могила В. П. Звёздочкина Сергиев Посад
Могила В. П. Звёздочкина

Сами видите в каком состоянии. Таблички нет. Крест перевернут. Хотя Василий Петрович был глубоко верующим человеком, постоянно ходил в Ильинскую церковь.
Спасибо администрации кладбища, которая после моих просьб убрала мусор вокруг могилы, и выложила к ней дорожку плиткой.

В Общественной Палате Сергиево-Посадского городского округа было проведено общественное слушание об установке скульптуры автору матрешки. Проект бесплатно сделал член-корреспондент Российской Академии Художеств Сергей Сережин.

скульптор С. Сережин памятник матрешке
А. А. Поляков и скульптор С. Сережин

Скульптуру планировалось установить в 2022, в год народного искусства. Но кроме макета в реальности больше ничего не сделано. Скажем за это спасибо администрации Сергиева Посада. У них много других архиважных дел.

Фейковая “Посадская матрешка”

Например, они всячески поддерживают так называемую фабрику-музей “Посадская матрешка“. Не знаю почему назвали фабрикой-музеем, кто там был, тот меня поймет.
Посмотрите небольшой отрывок с экскурсоводом из этого заведения.

Фейки о матрешке от "Посадской матрешки"
Позорище “Посадской матрешки” на радио

Туда постоянно приходят экскурсии. И людям впаривают весь этот бред. Точнее, здесь лишь часть бреда из длинного интервью.
В котором можно узнать, например, что мужа матрешки забрали в армию, на войну, и матрешка жила одна, но при этом постоянно рожала. И так далее.
Кстати, владелец “Посадской матрешки” Анна Зайкина уверяет, что материал у них из методички той же самой С.В. Горожаниной.

Тем временем, в городе друг напротив друга стоят памятники Сергию Радонежскому и Ленину, а неподалеку и Загорскому (Лубоцкому).
А памятника автору матрешки, который долго жил, работал, и погиб в Сергиевом Посаде – нет.

Но весь мир знает Россию не по Лавре, не по вождям революции, а по этой деревянной игрушке.

скульптура автора матрешки Звездочкина
На презентации проекта скульптуры автору матрешки

P.S.: Как ни странно, расследование в итоге получилось в восьми частях. Странно потому, что и в первой матрешке восемь фигурок. Есть в этом некая символичность.
Спасибо вам за внимание.

Предыдущие части: 1234567

© Игорь Блюм, 2023


Вы прочли все восемь частей.
Если вы считаете, что автор проделал полезную работу, можете перевести любую сумму (от 2 до 15 000 руб) на развитие проекта по истории матрёшки.
Переводом на карту 2204 1201 0213 3507 (банк Юмани)


Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Комментарии: 8
  1. Квач Наталья Викторовна

    Наталья Квач, Сергей Квач. Нижегородская игрушка. -Нижний Новгород: Литера, 201-. – 200 с.; ил. (стр. 117 – 170) – это о матрёшках.
    Об улыбке Джоконды и нашей матрёшки мною был сделан доклад на конференции в г. Семёнове 8 ноября 2023 г. Статья в материалах научно-практической конференции “Чтим традиции, смотрим в будущее”. На конференции присутствовали участники из Москвы, очевидно, от них И. Блюм узнал эту информацию. Чтобы сделать такое сопоставление надо иметь художественное и искусствоведческое образование. А мне эта идея приснилась ночью, на кануне конференции, много об этом думала и Бог послал, а И. Блюм эту идею у меня позаимствовал, его информация по этому поводу появилась позднее.
    Ему могу сказать большое спасибо за фотоматериалы.

    1. Игорь Блюм (автор)

      Наталья, здравствуйте.
      Мой материал про улыбку матрешки http://matreshka.site/kogda-matryoshka-stala-ulybatsya/ опубликован 26 марта, 2023 года. Как видите, это раньше чем вам эта идея приснилась. Может быть моя статья вам как раз помогла)

  2. Квач Наталья Викторовна

    Почему же мне ответ отменить? Я бы с Вами на предмет матрёшки пообщалась. Или Вам боязно общаться на этот предмет? Что же Вас в моём комментарии не устраивает. Правда? Да? Что не Вам пришла идея про улыбку нашей матрёшки.

    1. Квач Наталя Викторовна

      Ещё раз сообщаю, что мною был сделан доклад на конференции в г. Семёнове в 2022 году, где я озвучила идентичность улыбки нашей первой матрёшки и Джоконды.

    2. Игорь Блюм (автор)

      Я всегда готов пообщаться) В разделе Контакты есть и форма обратной связи, и мой телеграм

  3. Квач Наталья Викторовна

    3 сентября 2022 года в г. Семёнове Нижегородской области проходила научно-практическая конференция “Чтим традиции, смотрим в будущее”, на которой мной был сделан доклад об образном содержании матрёшки, в нем было дано сравнение улыбок Джоконды и нашей первой матрёшки. Чтобы такое сравнение пришло в голову, надо быть художником и искусствоведом одновременно, а главное, ещё и преподавать народное искусство и классическое. Материалы изданы в сборнике статей конференции.

    1. Игорь Блюм (автор)

      Не очень вас понял. Сначала вы написали “мною был сделан доклад на конференции в г. Семёнове 8 ноября 2023 г.”. Теперь пишете про 3 сентября 2022 года. Можете ли вы мне прислать ваш материал?
      В любом случае, мне никто не сообщал об этой вашей идее. В восьмой части от 28 января 2023 года, как видите, я удивлялся что еще никто не написал об улыбке матрешки.

    2. Игорь Блюм (автор)

      Ради интереса посмотрел в своих записях. Впервые про улыбку первой матрешки там написано 30 августа 2022 года в 16.44.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: